«« предыдущая

<оглавление>

следующая »»

 
Денис Абсентис. Миф о кровавой плоти. черновик

2. Хлеб цвета крови

Если на пшеничных гостиях в средневековых видениях «кровавого хлеба» логичнее предположить действие «бактерии чудесной крови», развивающейся из-за влажности, плохих условиях хранения и особенностей средневекового хлеба, то это все же не объясняет тех легенд и сообщений в хрониках, когда и свежеиспеченный хлеб становился красным, да еще целиком, а не пятнами или капельками. Не только в средние века наблюдалось это явление, и не только в Европе.

Есть один момент в истории салемских ведьм, который долго не всплывал в течение полемики по поводу версии отравления спорыньей. Это часто упоминаемый в материалах процессов странный «красный хлеб». Например, Мерси Льюис, служанка, рассказала, что ведьмы ели красный хлеб, похожий на человеческую плоть, и ей предлагали, но она отказалась: «Это же кровь». [1] В своей «Истории колдовства» небезызвестный католический священник Монтегю Саммерс, верящий в ведьм и видящий в сообщениях демонологов реальные и ужасные деяния врагов божьих, считает этот хлеб загадочным:

Абигайль Вильямс призналась, что 31 марта 1692 года, когда весь Салем постился из-за распространившегося в округе ведовства, «ведьмы собрались на причастие в одном из деревенских домов, и был у них красный хлеб, и было красное вино». Этот красный хлеб представляет определенную загадку. Впрочем, трудно усомниться в том, что проводимые ведьмами церемонии носили богохульный характер. [2]

Саммерс был плохо знаком с естественным науками своего времени — все предпосылки для ответа на его загадку уже были. Шансов у него было даже больше, чем у современного исследователя — тогда о спорынье еще хорошо помнили. Больше никто, похоже, на этот хлеб до недавнего времени внимание просто не обращал. Упомянул его мимоходом в своей статье о салемских ведьмах в 1996 году профессор МакУильямс. Одна из «ведьм», Сюзанна Мартин, была казнена в основном по обвинению в том, что ее призрак помогал дьяволу ритуально накормить красным хлебом молодого солдата. [3] Вспомнив о теории спорыньи, МакУильямс дает примечание:

Частое упоминание «красного хлеба» в показаниях свидетелей о сообществе ведьм требует объяснения. Если это спорынья делала рожь красной, то ныне дискредитированное* объяснение салемских процессов Линдой Б. Капорэл (о том, что спорыньи ржи вызвала галлюцинации), вероятно, заслуживает повторного рассмотрения. Однако Капорэл нигде не упоминает, что рожь, зараженная спорыньей, дает какую либо окраску. [4]

Как мы видим, МакУильямс, основывается только на работе Капорэл, к тому же спорынья может давать красный цвет выпеченному хлебу, а не самой ржи. Но в любом случае Капорэл этот вопрос действительно упустила. Несмотря на то, что не был этот хлеб такой уж загадкой и тысячу лет назад. Странный кровавый хлеб регулярно замечали во время эпидемий огня св. Антония, что нередко упоминалось хронистами:

Число эпидемій гангренознаго эрготизма съ 857 г. по 1347 г. французскими лѣтописцами описывается 27, бывшихъ во Франціи. Ряды такихъ же эпидемій, постоянно повторявшихся, были и въ другихъ государствахъ: Англія, Нидерландахъ, Испаніи, Португаліи и Германіи, причиной которыхъ были неурожаи и испорченный хлѣбъ. Такъ, въ эпидемію 1096 года хлѣбъ былъ съ фіолетовой окраской; въ эпидемію 1089 года упоминается о кровяномъ хлѣбѣ, темнокраснаго цвѣта. [5]

Вскоре во время очередного возгорания «священного огня» о самой причине заболевания догадался хронист Робер Дюмон, аббат Мон-Сен-Мишель: «Более определенно об этом высказался Dumont в 1125 г., выразив мнение, что болезнь вызывается употреблением в пищу спорыньи». [6] Дюмон также обращает внимание на цвет хлеба. [7] Затем и о связи красного хлеба с эпидемиями, и о спорынье как их причине, забылось. Но догадки периодически снова возникали. Генри Веллком в своем трактате о спорынье приводит слова французского историка XVII века Франсуа де Мезере, известного аккуратным описанием французских и латинских хроник:

Мезере делает запись о вспышке эпидемии в 1090 году и впервые ссылается на болезнь с названием Огонь св. Антония. Он далее отмечает тот факт, что в 1096 году в области Намюра, хлеб, будучи испеченным, оказался красным как кровь. «Это, — замечает он, — может быть вызвано своего рода ложным зерном, которое дает этот цвет хлебу». [8]

   Святой Нарцисс, покровитель Жироны и Епархии. Плаза Меркадаль, Жирона, 1864.  

Кровавый хлеб не раз всплывал в различных хрониках и легендах. Один из первых случаев относится к X или XI веку, когда у священника в маленькой церкви неподалеку от монастыря в Нормандии (Abbaye de la Trinité de Fécamp, который и сам стал известен легендой о фиговом дереве с фонтанами крови Христа, собранной лично Иосифом Аримафейским) хлеб превратился плоть и кровь.

В Жироне (Херона) существует старая легенда о пекаре, упоминаемая этнологом и исследователем каталонского фольклора Хуаном Амадесом в «Книге каталонских обычаев». [9] Пекарь, имевший булочную между Плаза Меркадаль и Плаза Моли, отправился работать в ночь накануне 29 октября, дня святого Нарцисса (покровителя города и «повелителя мух»). Беспокоясь больше о деньгах, которые он потеряет, не выйдя на работу в этот знаменательный день, чем о соблюдении религиозных предписаний, пекарь начал замешивать тесто. Вдруг он увидел, как тесто принимает кроваво-красный цвет; и чем больше он месил, тем краснее оно становилось. Пекарь понял — это святой Нарцисс дает ему знак, что нехорошо работать в его день. Перепугавшись и опасаясь более сурового наказания, он закрыл свою булочную и бегом бросился в церковь святого Феликса молить о прощении святого Нарцисса перед его гробницей.

В Кельнской хронике на 1186 год мы можем прочитать, что «В Трире на Троицу, выпавшую на 1 июня, когда отмечался также праздник святого Симеона, некие люди наполнили печь хлебом, который они должны были выпечь, однако он весь превратился в кровь». [10]

Таких легенд множество. Какие-то из них просто легенды, какие-то выдуманы для повышения статуса монастырей и привлечения паломников, но сам повод для фантазий о «кровавой плоти» иногда был реален. В последние годы о том, что спорынья может давать красный цвет хлебу стали, наконец, вспоминать:

Салемская «одержимость» ни в коей мере не была единственным случаем, который, возможно, произошел из-за эрготизма, но этот случай является, вероятно, самым, известным. Другой пример — это «Великий страх» (La grande peur) в северной Франции в 1789 г., когда гражданское неповиновение и беспорядки совпали с особенно серьезной инвазией урожая ржи спорыньей. Крестьян описывали как «потерявших головы», а также была выявлена связь между их поведением, плохим здоровьем, и «плохой мукой». Химические элементы спорыньи придают красный цвет муке и хлебу, изготовленным из зараженного зерна. А ссылка на «красный хлеб» была известна по отчетам из Салема в 1692 г. Ассоциация между заражением спорыньей зерна и неблагоприятными эффектами была отмечена уже в 600 г. до н.э. ассирийцами, которые говорили о «вредном наросте в колосе зерна». [11]

В Салеме ржаной хлеб, похоже, использовался и в церкви.

Спорынья также заражает дикие травы, что может объяснить, как был отравлен рогатый скот в Салеме. Возможно, наиболее убедительное из всех — свидетельство трех женщин, побывавших на службе преподобного Парриса, отца одной из первых жертв. Женщины объявили, что хлеб, используемый в причастии, был красного цвета. Загрязнение спорыньей более пяти процентов придает хлебу из ржаной муки как раз такой цвет. [12]

Вот и вся «таинственная» история евхаристических видений плоти, евреев с кровавыми гостиями и «потерянное доказательство» в деле салемских ведьм. Средневековых мистически настроенных людей понять можно: достаешь хлеб из печки — а он как «красная плоть», идешь в церковь — а там облатки все в каплях «крови». И это на фоне постоянных проповедей об истинном теле Христа, которым надо причащаться «не в осуждение себе». Ну как тут не уверовать? Тем паче, что съеденный красный хлеб с галлюциногенной спорыньей легко и в дальнейшем помогал видеть разные необычные вещи.

Впрочем, нет — это еще не вся история. Стоит также вспомнить, что эпидемии эрготизма достоверно зафиксированы с середины IX века, и именно в середине IX века идут серьезные споры о том, превращается ли хлеб в реальное тело Христово. Случайность ли это? Не стоят ли изначально за самим догматом пресуществления, то есть за верой в то, что хлеб причастия превращается в истинное человеческое (католики называют его «историческим») тело Христа, всего лишь видения «кровавого хлеба»? Не здесь ли обрели черты «реальности» и последующее догматическое понимание описания из житий святых, например, из Древнего Патерика: «Когда же подошли принять святое приобщение, дана была старцу одному только плоть окровавленная»? [13]

Скорее всего, именно так и произошло. Если мы посмотрим на историю идущих с IX века споров о сущности причастия, то выяснится, что все основные волны этих споров приходились на время эпидемий, а все самые известные защитники реальности пресуществления побывали в местах, пораженных спорыньей.

И не только цвет мог наводить видящих это «пресуществление» на мысли о «кровавой плоти». Сама консистенция хлеба со спорыньей тоже изменялась, цветом и плотностью начиная — при известной фантазии и впитанных с детства евхаристических установках — напоминать кусок сырого мяса. Об этом свойстве зараженного рожками хлеба писалось в циркулярах МВД России еще в первой половине XIX века: «хлѣбъ изъ муки, особенно незрѣлаго зерна, содержащій въ себѣ примѣсь спорыньи, не выпекается надлежащимъ образомъ, не поднимается, но остается вязкимъ и тѣстливымъ». Знали это, согласно тому же циркуляру, и в Саксонии: «Основываясь на такихъ свойствахъ спорыньи, Саксонское Правительство, въ 1829 году, издало оффициальное предписаніе: какъ уменьшать вредъ, происходящій отъ употребленіи ржи, содержащей въ сѣбѣ небольшую прімѣсь спорыньи. Въ немъ предлагается: … такъ какъ тѣсто изъ муки, зараженной спорыньею, не даетъ рыхлаго хлѣба, то при печеніи его прибавлять всегда закваску, или дажѣ на каждый фунтъ хлѣба— по полузолотнику чистаго поташа». [14]

Поташ (карбонат калия) применяется как разрыхлитель и сегодня, зарегистрирован в качестве пищевой добавки E501. Как обычно со спорыньей — абсолютных правил нет, не всегда хлеб становится таким, тесто может и подниматься (с поташем), а хлеб может получиться сухим и крошащимся. [15] Но тем, кому «повезло» увидеть «кровавую плоть» в средние века, хлеб попадался соответствующий. Еще и с запахом мяса: «Спорынья ржи, особенно размолотая, сильно напоминает мясо по запаху, и становится неприятной, только если портится из-за хранения в сыром месте: тогда она начинает пахнуть гнилой рыбой, как это бывает со многими другими грибами». [16]

В первом тысячелетии в причащение самим Христом в виде его плоти никто, кроме отдельных маргиналов, не верил (вопрос каннибализма некоторых раннехристианских сект, так красочно описанных Епифанием: «брали вытащенного младенца и толкли его в ступе пестиком, приправляли медом, перцем» — это иной, не «ментально-хлебный» аспект). Конечно, Вселенский святитель и учитель церкви Иоанн Златоуст любил в своих проповедях порассуждать о том, как его рот «наполняется духовным огнем», когда его рука разрывает священную плоть Господа, о «вонзании зубов в плоть Господа» и о «обагряемом страшною кровью языке, который служит столь страшным таинствам». [17] Но почти пол тысячелетия после проповедей Златоуста сугубо физически такой взгляд не воспринимался. Да и заметно, что для самого проповедника это были лишь яркие образы, подобными он пользовался часто: он говорит о «руках, с которых капает еще кровь неправедно убиенных», женщины у него «опутывают своих любовников, и отстают не прежде, как выпив и самую кровь их». Все это не в буквальном смысле, как и осуждение Златоустом клятвы: «Недавно просил я вас, чтобы каждый, взяв усеченную и еще каплющую теплой кровью главу Иоаннову, так и пошел отсюда домой, и думал, что видит ее пред собою, издающую голос и говорящую: возненавидите моего убийцу — клятву». [18] Поскольку вряд ли паства Златоуста после таких речей отрубала друг другу головы, представляя их головами Крестителя, и несла эти головы домой, то и «дрожащий от крови язык» мы тоже должны считать аллегорией (пусть и на грани здоровой психики). Поэтому Успенский и отмечал: «Относительно того, как евхаристические хлеб и вино становятся Плотью и Кровью Господа, мы не находим ответа в святоотеческой письменности. Напротив, у некоторых отцов Церкви наблюдается желание избегать этого вопроса». [19]

Собственно, если католики-пропагандисты иногда пытаются отнести культ евхаристии к раннему христианству, то серьезные исследователи этот момент вниманием не обходят, понимая, что речь в то время шла о несколько другом отношении к евхаристии — скорее, как к предмету, нежели чем к личности. Профессор восточной литургики в Папском Восточным институт в Риме, католик и иезуит, архимандрит Роберт Тафт цитирует по этому поводу Джина Кэрролла Макгоуона:

Евхаристическое благочестие в Средневековье и современности заключается, прежде всего, в культе реального присутствия нашего божественного Господа в святых тайнах… Эта неотъемлемая часть западной католической духовности настолько глубоко укоренилась, что трудно принять, что подобные формы евхаристического благочестия сравнительно молоды. Историки евхаристического учения и почитания уверяют нас, что этот культ евхаристического присутствия Иисуса не существовал в течение первых одиннадцати столетий христианской эры. [20]

Представим себе монаха, с младенчества пребывающего в монастыре и заучившего на всю жизнь, что хлеб — это плоть Бога. Он знает проповеди Златоуста о «дрожащем языке, покрасневшем от крови», он изучает жития святых с «плотью окровавленной» вместо хлеба. Он читает евангелие и размышляет над странными словами Господа: «плоть моя истинно есть пища». И однажды вместо привычного хлеба он неожиданно видит перед собой сплюснутый кусок кроваво-красного цвета, пахнущий мясом. Что монах должен подумать? А если он решится попробовать эту «плоть», то Господь может поговорить с ним и лично. Один в таких обстоятельствах промолчит, другой примет за искушение от дьявола, а третий приложит все свои силы, чтобы внезапно открывшуюся ему истину донести до окружающих. И таким монахом оказался святой Пасхазий Радберт — основоположник действующего сегодня евхаристического догмата транссубстанциации, дословно «видоизменения материи». Без его трактата вопрос о реальности причастия, возможно, не возник бы и вовсе. А без этого не приобрели бы свой смертельный смысл и вызванные бактерией кровавые гостии, так что все здесь взаимосвязано.

Как Пасхазию вообще пришли такие мысли в голову? Увидел ли сам монах «кровавый хлеб» вживую? Для придания такому предположению хотя бы статуса гипотезы нам стоит поближе взглянуть на некоторые обстоятельства жизни этого будущего святого и выяснить, была ли у него потенциальная возможность лично столкнуться с красным хлебом. Для этого Радберту пришлось бы оказаться в тех местах, где в его время случались эпидемии эрготизма. А такой регион во всей Европе во время жизни Пасхазия нам достоверно известен лишь один — Вестфалия, в долине Рейна.


* Очевидно, имеется ввиду статья Спаноса и Готтлиба (Spanos and Gottlieb, Ergotism and the Salem Village Witch Trials, Science, vol. 194, 24 December 1976, pp. 1390-1394)

1. Paul S. Boyer, Stephen Nissenbaum. Salem-village witchcraft: a documentary record of local conflict in colonial New England. 1993. p.115

2. Саммерс, Монтегю. История колдовства / Пер. А. М. Лотменцева. М.: ОЛМА-Пресс, 2002, С. 203

3. McWilliams, John. Indian John and the Northern Tawnies. // Vaughan, Alden T. New England encounters: Indians and Euroamericans ca. 1600-1850 : essays drawn from The New England quarterly. UPNE, 1999 p.164

4. Ibid., 177

5. Виноградов Н. Ф. О патолого-анатомическихъ измѣненияхъ въ органахъ и тканяхъ у людей при хроническомъ отравленіи спорыньей. (raphania, ergotismus, болѣзнь „злая корча“). Казань: Типо-Литографія Императорскаго Университета, 1897. С. 6-7

6. Выясновский А.Ю. Эрготизм. Классификация форм, клиника и патологическая анатомия хронического эрготизма. Пермь: Издание Психоневрологического института, 1937. С.14

7. Plowright, C.B. Abstract of a Lecture on Ergot: Given at the Royal College of Surgeons of England on February 26th, 1892. Br Med J 1892 p.500

8. Wellcome, Henry S. From Ergot to «Ernutin» an historical sketch. Canadian Medical Association, Ottawa, 1908. p.24

9. Amades, Joan. Costumari Català. El curs de l’any. Vol. V. Salvat Editores y Edicions 62, 1982.

10. Die Koelner Koenigschronik. Uebersetzt von K. Platner. Die Geschichtschreiber der deutschen Vorzeit. 2. Ausgabe. 12. Jahrhundert. Band 53. Leipzig 1893 (рус. пер. Кулаков А, 2004, vostlit.info)

11. Timbrell, John A. The poison paradox: chemicals as friends and foes. Oxford University Press, 2005 p.245

12. Silvertown J.W., Whitesides, A. An orchard invisible: a natural history of seeds. University of Chicago Press, 2009. p.64

13. Древний патерик или достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, 1891. гл. 18 С.334-336

14. Распоряженiя относящiяся до Медицинской Полицiи (1839 Мая 25). // Сборникъ циркуляров и инструкций МВД, Том 7. Санктпетербург, 1858. С.173

15. Wright, Samuel. An Experimental Inquiry into the Physiological Action of Ergot of Rye. Edinburgh medical and surgical journal, Vol. 52. A. and C. Black, 1839. p.297

16. Trouessart, Édouard-Louis. Microbes, ferments and moulds. Vol. 56 of International scientific series. D. Appleton and Co., 1886. p.23

17. Hom. 82 in Matt., n. 4-5. (рус. пер. Беседа 82, 4-5, адапт., вместо «вонзать зубы в плоть» — «вкушать» и т.д.)

18. Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Том 2. ч.1. Беседа 14. О статуях. С-Петербург, 1898. репринт М.: Православная книга, 1991

19. Успенский Н.Д., проф. Анафора. Опыт историко-литургического анализа. Богословские труды. Сб. 13. М., 1975. С. 125-147. переиздание: Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений. Сардоникс, 2004 г.

20. Robert F. Taft, S.J. What shall we call you? Marian Liturgical Veneration in the Byzantine Tradition. 2005 (рус. пер.)

 

© D. Absentis 2011