«« предыдущая

<оглавление>

следующая »»

 
Денис Абсентис. Злая корча - 2 (черновик)

Глава X

Урал и Манчестер:

эпидемии 1926-1927 гг.

 

В 1925 году журнал «Безбожник у станка» поместил рисунок известного художника Моора (Дмитрия Орлова) с изображением актуальных тогда сельскохозяйственных бед.

Не всякий современный читатель поймет без пояснения, что именно изображено на этой картинке. Подпись к рисунку гласит: «Андроньевна, матушка, ну-ка закрести вредителей крестом господним, чтобы подохли. Испробуй, бабушка, урожай спасешь». Рисунок этот являлся иллюстрацией к большой статье в разделе «Религия и сельское хозяйство» с полезными сведениями из разных областей сельского хозяйства. Но ни советы специалистов в статье, ни осенение колоса крестом господним не могли остановить природный цикл распространения изображенной художником спорыньи. С августа следующего года в южных районах СССР разражается серьезная эпидемия эрготизма, охватывающая, вероятно, десятки тысяч людей.

 Впрочем, непосредственно перед эпидемией заготконторы только радовались наличию паразита — ведь спорынья могла давать прибыль. К торговле рожками грибка подключился Сибгосторг, отмечая в заметке «Эти миллионы нужно собрать» (сентябрь 1926), что «использование спорыньи может дать больший доход, чем сам хлеб».1

Существуют три основных источника, описывающие ход той эпидемии — это статьи врачей Максудова и Рождественского, а также монография Выясновского, исследовавшего последствия отравления.

Согласно Рождественскому, за первый год эпидемии через амбулатории прошло 11319 человек, отравившихся спорыньей. Максудов указывает, что «регистрация заболевших от отравления спорыньей была недостаточно налажена» и предполагает, что «более половины отравленных ускользают от учета».2 К тому же эпидемия продолжилась и на следующий год, хотя и в сильно меньших масштабах.3 Реальная смертность от болезни тоже фактически была значительно выше официальной, поскольку оказалась просто «отложенной» на год или на несколько лет и в статистику, соответственно, не вошла — например, к моменту исследования Выясновского в деревне Суюрки из тех заболевших, кто в разгар эпидемии получил сильное отравление, в живых осталось только два человека, остальные все уже умерли.4 При этом Максудов отмечает уже традиционное отрицание крестьянами вины спорыньи в заболевании:

Население в начале токсидемии совершенно не верило, что заболевание вызвано примесью спорыньи к хлебу. Одни считали это божьим наказанием, другие смотрели на рафанию, как на «поветрие», заразную болезнь, третьи видели в ней результат простуды. Некоторые крестьяне указывали мне, что в голодный год им приходилось есть и лебеду, и древесную кору, и мякину, — однако корчи не было. Приходилось слышать и такие рассуждения: «Спорынья родится в самом хлебе, чтобы хлеб был спорый, а не для отравы». В Сарапульском Окрздравотделе мне сообщили, что в Рябковском районе один крестьянин, желая доказать безвредность спорыньи, съел около стакана чистой спорыньи и — на другой день умер…
Отношение крестьян деревни к объяснению причин корчи уполномоченный выразил так: «Кто говорит от спорыньи, а кто от простуды, никто по правде не знает... Я сам ничего не признаю». В доказательство он приводил то, что он сам с осени ест спорыньевый хлеб, а его вот не корчит. И в других деревнях особенно старики вели кампанию против признания примеси спорыньи к хлебу за причину заболевания корчей, мотивируя тем, что они едят такой же хлеб, а вот их не корчит.

По словам районных врачей Сарапульского округа только после широко проведенной санитарно-просветительной работы часть крестьян поняла и убедилась во вреде спорыньи, но большая часть до самого последнего времени оставалась при убеждении, что заболевание происходит не от употребления спорыньевого хлеба, а от простуды. И еще в марте крестьяне продолжали местами питаться хлебом, содержавшим спорынью.5

Сибгосторг тем временем продолжал скупку спорыньи: «Хлеб, приготовленный из муки с примесью рожков, настолько ядовит, что вызывает судороги, головокружение, а иногда и смерть. Но мало кто знает, что хорошо высушенные рожки спорыньи могут дать крестьянину такой доход, который не всегда может дать рожь».6

Хотя распутица не дала возможности Максудову закончить работу, он обнаружил, что в обследованной им деревне из 37 человек считали себя больными только трое, хотя на самом деле в той или иной степени жертвами отравления оказалось 29 человек. Рождественский приводит несколько характерных для этой эпидемии штрихов: «следует подчеркнуть весьма интересный факт отравления спорыньей в течение буквально всего года, вплоть до следующего урожая», «мы очень часто встречали большое количество мелких рожков, которые трудно было отделить от зерна» и, соответственно, при попытках очистить собранное зерно от спорыньи «кроме солевых растворов ни один способ не достигал цели, так как рожки спорыньи по величине и весу почти не отличались от зерен ржи».7

Что касается формы, в которой выражалось отравление, то врачами отмечается сведение судорогами рук, ног, реже головы, челюстей; часто чувствовалось давление в груди («как тисками кто ее жмет», говорили заболевшие), иногда появлялось ощущение ползания мурашек по телу, иногда появлялась рвота; больные нередко испытывали сильный голод, а иногда, наоборот, полное отсутствие аппетита. В дальнейшем, когда потребление зараженного хлеба продолжалось в течение долгого времени, появлялись более тяжелые признаки: эпилептические припадки с судорогами всего тела, кончавшиеся иногда смертным исходом, буйный психоз, продолжавшийся 2 — 4 дня и больше, помешательство, понижение остроты зрения; были зарегистрированы случаи омертвения пальцев на руках и ногах, которые пришлось ампутировать, были случаи длительных мучительных судорог. Во время пребывания в Сарапульском округе автору пришлось лично видеть целые семейства, отравившееся спорыньей, при чем обыкновенно раньше всех умирали дети, а оставшиеся в живых взрослые не имели силы ни на какую работу. Больные имели исхудалый вид, землистый цвет лица, апатичный взгляд.8

Заметим также, что на своем рисунке Моор не отобразил еще одну примету тех лет — нашествие саранчи. Оно продолжалось в течение трех лет перед эпидемией.

Нашествие саранчи, 1925 г.

Отмечено ли распространение спорыньи в других странах в то же самое время? Да, другой вид спорыньи в 1926 году был обнаружен в Индии.9 В том же году спорынья описана в Уганде.10 На следующий год та же африканская спорынья описана в Бирме (Мьянма).11 Что касается непосредственно Claviceps purpurea, то параллельно с эпидемией в СССР отравление ржаной спорыньей шло в Англии.

***

Первые еврейские поселенцы начали оседать в Манчестере еще в конце XVIII века. С середины XIX века в город начали прибывать многочисленные эмигранты из Российской империи, Пруссии, Польши и Галиции. К концу века восточноевропейские евреи составляли большинство приехавших. К 1914 году еврейское население Манчестера насчитывало около 30 тысяч человек, большинство из которых прибыло из России. Привезли иммигранты с собой и любовь к черному хлебу. Последствия этой привычки сказались в 1926 и 1927 гг., когда врач Джеймс Робертсон начал отмечать первые признаки заболевания (практически во всех публикациях эта эпидемия датируется 1927 г., но первые случаи отмечались, согласно описанию авторов, за 18 месяцев до публикации от 25 февраля 1928, т.е. с августа 1926 г.). Первыми забеспокоились портные, которые стали попадать иголкой по пальцам, но не чувствовали этого. Их конечности похолодели и онемели, работать стало затруднительно. Ощущение зуда и ползающих под кожей насекомых преследовало больных во всех отмеченных случаях. Нервозность, депрессия, головные боли и боли в животе были частыми, а в более серьезных случаях появлялась нетвердость походки. Было обнаружено, что страдает от странной болезни лишь еврейское население, и только те, кто по привычке питается ржаным хлебом. Признаки заболевания намного более явно проявлялись у российских, польских и немецких евреев, чем у евреев английского происхождения.12

Осенью 1927 года вспышка повторилась, всего заболевших было около 200 человек. Когда обнаружилось, что в семьях заболевают именно те, кто ест ржаной хлеб, а те, кто не ест — здоровы, диагноз хронического отравления спорыньей стал очевиден. Анализы подтвердили наличие 1% спорыньи в муке, из которой пекли хлеб. Врачи запретили пациентам есть ржаной хлеб, и больные стали быстро выздоравливать. У одного мужчины 47 лет обнаружилась сухая гангрена обеих рук. Оказалось, что первые признаки онемения больной стал испытывать еще с конца 1925 г. но черный хлеб есть не переставал, чем обрек себя на ампутацию пальцев. Прекратив позже по совету врачей питаться ржаным хлебом, он почувствовал себя лучше. Только у одного больного выздоровление шло необычно долго, но в конце концов доктор Робертсон выяснил, что этот пациент все равно продолжал тайком есть ржаной хлеб вопреки указаниям врача. Галлюцинаций и психозов в этой эпидемии в явном виде отмечено не было.

Министерство здравоохранения послало в Манчестер своего работника доктора Моргана с целью изучения дополнительных фактов относительно болезни, ее причинной обусловленности, а также для выработки необходимых мер по предотвращению повторения подобных вспышек. Было выяснено, что фактически вся рожь, используемая для выпечки хлеба в Манчестере, выращивалась в Южном Йоркшире. При этом мельники и в Манчестере, и в Ливерпуле не веяли и не просеивали зерно перед помолом, так как были уверены в качестве этого зерна, а со спорыньей раньше не сталкивались. Мельникам было предписано отныне установить необходимое оборудование и производить очистку ржаного зерна.

 «Рожь в нашей стране редко — если вообще когда-либо такое бывает — свободна от спорыньи, — записал в своих выводах Морган, — и степень ее заражения изменяется из года в год в каждом районе, в зависимости от сезона, погоды, семян и других условий».13

Но что это за условия, обеспечивающие синхронные эпидемии эрготизма в далеких друг от друга странах и регионах, за тысячи километров? Как ни странно, никто таким вопросом не задавался. Случайно ли перед эпидемиями произошло нашествие саранчи? Можно с достаточной уверенностью утверждать: нет, не случайно. Именно так происходило на протяжении тысячелетий. Нашествие саранчи всегда коррелирует с эпидемиями эрготизма (или, по крайней мере, с распространением спорыньи). Но этого никто до сих пор не замечал.


1. Эти миллионы нужно собрать // Советская Сибирь № 204, 5 сентября 1926,  С. 2

2. Максудов Г. А. Токсидемия рафании (эрготизма) в Уральской области в 1926 —27 г., Казань: КМЖ, 1927. С. 1158
3. Рождественский Н. А. Отравление спорыньей в Сарапульском округе в 1926 году. ЗРВ V, 1928. С. 355
4. Выясновский А. Ю. Эрготизм, 1937. С.
5. Максудов, 1927, С.
6. Богатства лежащие под спудом // Советская Сибирь № 226, 1 октября 1926, С. 3

7. Рождественский, 1928. С.
8. ibid, С.

9. Ajrekar, S. L., J. Ind. Bot. Soc., 5, 55, 1926.

10. International Mycological Institute, IMI accession number 14170
11. IMI accession number 14172

12. Robertson J, Ashby H. T. Ergot poisoning among rye bread consumers. BMJ, 1928
13. Morgan M. T. Report on an outbreak of alleged ergot poisoning by rye bread in Manchester. J Hyg, 1929


Максудов Г.А. Токсидемия рафании (эрготизма) в Уральской области в 1926 —27 г. // Казань: Казанский медицинский журнал № 11 (ноябрь), 1927. С. 1151-1165
Выясновский А.Ю. Эрготизм. Классификация форм, клиника и патологическая анатомия хронического эрготизма. Пермь: Издание Психоневрологического института, 1937
Рождественский Н. А. Отравление спорыньей в Сарапульском округе в 1926 году // Защита растений от вредителей, т. V, 3-4, 1928. С. 349-356
Robertson J, Ashby H. T. Ergot poisoning among rye bread consumers. British Medical Journal, February 25 1928, 1(3503): 302–303
Morgan M. T. Report on an outbreak of alleged ergot poisoning by rye bread in Manchester. Journal of Hygiene (London), April 1929, 29 (1): 51-61

 

© D. Absentis 2013